Инклюзивное образование

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания “включающего” общества. “Включающее” образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.
Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

      Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,начального, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии. Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
Инклюзивное образование предполагает:
– изучение потребностей ребенка;
– определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
– создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

На 2017-2018 учебный год в МКОУ «Юктинская  начальная школа-детский сад» ЭМР инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеются.

Возможности для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья:

  1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
  2. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не имеются (при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо).
  3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеются.
  4. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – здание МКОУ «Юктинская начальная школа-детский сад» ЭМР оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, указателями направления противопожарного выхода. Для оказания доврачебной первичной      медицинской              помощи          и проведения  профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной  направленности, оказания первой медицинской помощи осуществляется фельдшером в п. Юкта на основании заключённого договора.
  5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ «Юктинская начальная школа-детский сад» ЭМР и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.  Имеются мультимедийное средство, компьютерная техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (телевизоры).
  6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не  имеются.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ  –  отсутствуют.


ПЛАН мероприятий («дорожная карта») Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Юктинская начальная школа-детский  сад» Эвенкийского муниципального района Красноярского края  по повышению значений  показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам  
Скачать: Дорожная карта МКОУ ЮНШДС

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
Скачать: Паспорт доступности

Комментирование запрещено